Учёба

 

 

Образовательная программа

 

Образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова
на 2007-2008 учебный год
Концептуальная записка
Образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова является общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и самих детей.
Назначение настоящей образовательной программы — организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования.
Своеобразие образовательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова
определяется дополнительным (расширенным) содержанием образования, выходящим за пределы обязательного минимума содержания образования. Временные ресурсы школы ограничены, и расширение содержания образования за счет включения в учебные планы новых предметов или новых тем в учебные программы может привести только к снижению уровня подготовки школьников по уже существующим учебным предметам. Поэтому педагогический коллектив ОУ использовал инновационную возможность обогатить содержание школьного образования:
выявить общую для всего коллектива, значимую для учащихся научно-педагогическую проблему и предусмотреть ее комплексное решение на занятиях по различным дисциплинам. Такой проблемой для МОУ «СОШ№18»УИП является реализация личностно ориентированного подхода с целью создания условий для формирования личности, обладающей толерантностью ,высоким культурным (и поликультурным) цензом, способной к саморазвитию, к успешной социализации и самоопределению в отношении будущей профессии . Такая миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на базе школы городской экспериментальной площадки по теме «Формирование билингвальной и бикультурной компетенции учащихся в рамках интегрированных курсов «Неязыковый предмет + немецкий язык» (приказ комитета по образованию администрации г. Саратова № 539 от 09.12.2004 г.), а также на этапах предпрофильного и профильного обучения .Работа проводится в тесном сотрудничестве с вузами города: ПИСГУ,СГСЭУ,ПАГС .. Важная роль в образовательном пространстве школы отводится внеурочному времени. Здесь учащиеся работают по дополнительным образовательным программам, приобщающим их к творческой деятельности, к азам будущей профессии.
Отличительной особенностью образовательной программы МОУ Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова, отражающей ее инновационную сущность, является взаимодействие между программами по учебным предметам( в том числе выраженное в использовании интегрированных курсов), а также между учебными программами и программами внеурочной и внеклассной деятельности. Выстроенное взаимодействие обеспечивает взаимосвязь процессов, составляющих содержание образования.
Иерархическая система педагогических целей в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова

Стратегическая цель образовательной программы школы — установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, обеспечивающее интегративное развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Собственно учебные цели:
• выполнить государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;
• сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;
• постоянно повышать качество и уровень образования учащихся.
Социально-ориентированные цели:
• формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
• создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;
• формировать у школьников готовность и способность всю жизнь учиться и переучиваться в случае необходимости.
Координирующие цели:
• обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования;
• установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;
• обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.
Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач школы - обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а также миссии школы - ориентации содержания образования на приобретение учащимися основных компетенций, особенно навыков самоопределения и социализации, - в предметных и надпредметных образовательных областях.
.


Реализуемые образовательные программы
Виды программ
Срок освоения Кол-во классов (групп) Уровень образова-ния, получаемый по завершении обучения Документ, выдаваемый по окончании обучения
1.Программа начального общего образования 4 года
1-4 кл 8 Начальное общее образование
2.Программа основного общего образования 5 лет
5-9 кл 9 Основное общее образование Аттестат об основном общем образовании
3. Программа среднего (полного) общего образования 2 года
10-11 кл. 9 Среднее (полное) общее образование Аттестат о среднем (полном) общем образовании
4. Программы дополнительного образования социально-экономической направленности 2 года
10-11 кл.
5. Программы дополнительного образования культурологической направленности 7 лет
1-7 кл
6. Программы дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности 7-17
1-11 кл

Учебный план
Образовательный процесс в школе регламентируется расписанием занятий и осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого школой самостоятельно на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Саратовской области: в 3-4,7,11 классах - 1998г., утвержденного приказом Министерства образования и науки Саратовской области №119 от 28.04.1998 г.; в 1,2, 5,6,8, 9, 10 классах осуществлён переход на региональный базисный учебный план 2004 г., утвержденный приказом Министерства образования Саратовской области № 1089 от 06.12.2004 г. Учебный план школы состоит из 3-х компонентов — федерального, регионального и компонента образовательного учреждения. Инвариантная часть РБУПа (федеральный компонент) представлена в учебном плане школы в полном объеме, за исключением учебного плана 1 класса с углублённым изучением немецкого языка: в связи с работой на базе школы городской экспериментальной площадки по теме «Формирование билингвальной и бикультурной компетенции учащихся в рамках интегрированных курсов «Неязыковый предмет + немецкий язык» (приказ комитета по образованию администрации г. Саратова № 539 от 09.12.2004 г.), в целях сохранения образовательной модели раннего обучения иностранному языку введены 2 часа немецкого языка за счет инвариантной части: 1 часа «Литературного чтения», 1 часа предмета «Окружающий мир».

Начальное общее образование реализуется по модели 4-летней начальной школы, используются программы «Гармония» в 1- 2 классах , «Школа России» - в 3 классах, «Школа России» и «Классическая начальная школа» в 4 классах. В связи с работой на базе МОУ «СОШ № 18» городской экспериментальной площадки по теме «Формирование билингвальной и бикультурной компетенции учащихся в рамках интегрированных курсов «Неязыковой предмет + немецкий язык» в классах с углубленным изучением немецкого языка предусмотрено:
? 2 часа в неделю немецкого языка в 1 классе,
? 3 часа немецкого языка во втором классе,
? 4 часа немецкого языка в 3-4 классах за счёт школьного компонента;
С целью обеспечения оптимальной недельной учебной нагрузки учащихся и повышения эффективности их языковой компетенции обучение ряду предметов в классах данной профилизации проходит по модели «неязыковой предмет + немецкий язык»:
? билингвальные уроки труда в 1-4классах (1час в неделю);
? билингвальные уроки музыки в 1-4 классах (1 час в неделю);
? билингвальные уроки физической культуры в 1-4 классах (1час в неделю);
? билингвальный урок курса «Окружающий мир» (природоведение) в третьем и четвертом классах (1 час в неделю).
Программы интегрированных курсов утверждены экспертным советом городского методического центра комитета по образованию администрации г.Саратова при прохождении экспертизы на открытие муниципальной экспериментальной площадки.
В качестве компонента образовательного учреждения в 3-4 общеобразовательных классах введено также раннее изучение английского языка (1 час в неделю ).Региональная программа курса « Основы здорового образа жизни» в1- 4 классах реализуется при изучении предмета «Окружающий мир (природоведение)».
Основное общее образование. На 2 ступени школы продолжается реализация одного из направлений образовательной модели : углубленное изучение немецкого языка, в т.ч. по билингвальной методике. За счет школьного компонента количество часов немецкого языка в 5-9 классах увеличено до 4 часов в неделю, проводятся занятия интегрированных курсов «неязыковой предмет (технология/труд; музыка; физкультура; география) + немецкий язык».С целью развития социокультурной и коммуникативной компетенций школьников, в соответствии с образовательными запросами учащихся и родителей в учебном плане 5-9 классов 2 часа в неделю отведены на изучение второго иностранного языка.
Сохраняя преемственность изучения региональных программ между ступенями обучения, в 5-7 классах за счет вариативной части учебного плана изучается курс «Основы здорового образа жизни ». В 5-9-х классах введен региональный курс «Экология». С целью воспитания и укрепления патриотических чувств, для поддержания специализации МОУ «СОШ № 18» УИП в 9 классах в качестве регионального компонента выбран курс «Краеведение» . В связи с необходимостью психолого-педагогической поддержки учащихся в осуществлении выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования в 8 классах введен курс «Мой выбор» (согласно модели «мягкого» погружения в профиль). В 9-х классах за счет компонента образовательного учреждения организуется предпрофильная подготовка учащихся : ориентационные и предметные элективные курсы по выбору обучаемых .
Среднее (полное) общее образование. В соответствии с алгоритмом формирования учебного плана отдельного профиля на основе регионального базисного учебного плана 2004 г. разработаны учебные планы 10 классов: социально-экономического, филологического, универсального. Часы компонента ОУ в учебном плане 10 классов используются на реализацию программ элективных учебных предметов (по выбору учащихся). Перечень элективных учебных предметов рекомендован для использования в УВП Министерством образования Саратовской области( приказ №553 от 11.04.2007).
Продолжительность каждого курса составляет 35 часов(1 учебный год),из расчета 1 час в неделю. Учебные практики, исследовательская деятельность, проектная деятельность осуществляются в рамках изучения каждого курса.
На третьей ступени образования сохраняется преемственность в изучении региональной программы «Основы здорового образа жизни» (интеграция с региональным курсом ОБЖ). Часы регионального компонента в учебном плане 10 классов используются на усиление федерального компонента образовательных областей «Математика» и «Русский язык», что связано с проведением обязательной итоговой аттестации выпускников по данным учебным предметам. В соответствии с образовательными запросами учащихся и родителей в учебном плане 11 классов (РБУП-98) предусмотрено расширенное изучение истории, обществознания, русского языка, литературы за счет компонента ОУ.


Программы дополнительного образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова реализует дополнительные образовательные программы, не включенные в перечень основных образовательных программ. Основное назначение дополнительного образования в школе- создание условий для развития личности ребенка: для его успешной жизнедеятельности ,постижения им смысла жизни, для творческого развития, что в конечном итоге способствует реализации целей образовательной программы.


№ НАЗВАНИЕ Возраст Направленность Срок реализации
1 Дополнительные образовательные программы социально-экономической направленности 15-17
Помощь в осуществлении выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования 2 года
2 Дополнительные образовательные программы культурологической направленности 7-14 Создание условий для творческой самореализации личности ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям 7 лет
3 Дополнительные образовательные программы спортивно-оздоровительной направленности 7-17 Оптимизация психологического и физического здоровья учащихся 1 год

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе
Образовательный процесс в школе строится по шестидневной рабочей неделе во 2-11 классах, пятидневной рабочей неделе в 1 классах. Учебный год начинается 1 сентября и продолжается 33 недели в 1 классах ,34- во 2-4 классах, 35- в 5-11 классах.
Инновационными особенностями образовательного процесса в школе являются:
1. Использование педагогической технологии личностно ориентированного подхода в рамках традиционных уроков и уроков, проведенных в нетрадиционной форме:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок «Творческий отчёт», урок- деловая игра, урок «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок- экспертиза, урок открытых мыслей и т. д.
2. Организация эксперимента по раннему углубленному изучению немецкого языка по билингвальной методике, формирование поликультурного образовательного пространства.
3. Введение предпрофильной подготовки в 9 классах и профильного обучения на 3 образовательной ступени.
4. Апробирование организации государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме, продолжение федерального эксперимента по введению ЕГЭ.
5. Совершенствование структуры и содержания системы общего образования, в т.ч.внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий.
6. Внедрение в УВП информационных технологий .
7. Совершенствование воспитательной работы.
Инновационная деятельность педколлектива как системообразующий элемент образовательного процесса школы выступает в роли универсального развивающего механизма и позволяет более успешно решать задачи, поставленные образовательной программой. В при такой организации образовательного процесса в большей степени удовлетворяются образовательные интересы и запросы учащихся, что придаёт ему гуманистический характер. Таким образом, образовательная модель школы оказывается на пересечении интересов общества и личности, что доказывает её самоценность.
Система оценивания результатов образовательной деятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова
Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых учащимися. Инновационное развитие МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова, использование новых образовательных технологий привели к результатам, которые не укладываются в привычные схемы оценивания: они выражаются в умении учащихся работать в команде, иметь высокий уровень учебной мотивации, владеть компетенциями, связанными с определенными образовательными областями, умении быть самостоятельными и конкурентоспособными.
Программа мониторинга
Области школьной оценки можно классифицировать следующим образом:
• индивидуальные результаты учащихся - в сфере развития у них компетентностных умений и навыков, выявляются в ходе психолого-педагогического мониторинга ;
• предметные результаты — результаты, полученные в процессе оценивания учителями школы на предметном уровне;
• внутришкольные результаты — результаты, полученные в ходе административного контроля, итоговой аттестации учащихся;
• внешкольные результаты — результаты олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций и т.п.;
• результаты, полученные в ходе независимой внешней оценки, — результаты Единого государственного экзамена
• неформализованная оценка — портфолио.
Система оценивания результатов образовательной деятельности охватывает все классы, кроме 1-ых, и все предметы.
Периодичность административного контроля.

Административный контроль за уровнем достижения госстандартов по предметам
в 2007 – 2008 учебном году
Предмет Классы Сроки
Русский язык 5 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май
6 класс Октябрь, декабрь, март, май
7 класс Октябрь, декабрь, март, май
8 класс Октябрь, декабрь, март, май
9 класс Октябрь, ноябрь(в новом экзаменационном формате) , январь(в новом экзаменационном формате),март, апрель (пробный экзамен в новом формате)
10 класс Сентябрь, октябрь (в формате ЕГЭ), декабрь (в формате ЕГЭ), февраль (в формате ЕГЭ), май
11 класс Октябрь(в формате ЕГЭ), декабрь (в формате ЕГЭ), февраль (в формате ЕГЭ),апрель
Математика 5 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май
6 класс Октябрь, декабрь, март, май
7 класс Октябрь, декабрь, март, май
8 класс Октябрь, декабрь, март, май
9 класс Октябрь, ноябрь(в новом экзаменационном формате) , январь(в новом экзаменационном формате),март, апрель (пробный экзамен в новом формате)
10 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май(ЕГЭ)
11 класс Октябрь, декабрь, март, май (пробный экзамен)
ИНО 5 – 11 классы Октябрь, декабрь, март
3 – 10 билингвальные классы Октябрь, декабрь, март, май
10 ф кл. Сентябрь
2 ИНО 6 – 9 классы Май
История 9 - 11 классы Октябрь, февраль
11п Октябрь, декабрь, февраль
10 с-э кл. Сентябрь
География 7-9 классы Январь
Физика 8 - 11 класс Февраль
Биология 9 - 11 классы Ноябрь
Химия 9 – 11 классы Ноябрь
Обществознание 9 – 11 классы Декабрь, апрель
10 с-э кл. Сентябрь
Начальная школа
Техника чтения 1 класс Апрель
2 класс Сентябрь, май
3 класс Сентябрь, май
4 класс Сентябрь, май
Русский язык 1 класс Апрель
2 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май
3 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май
4 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май
Математика 1 класс Апрель
2 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май
3 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май
4 класс Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май


Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова на 2007-2008 учебный год
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Начальник отдела образования Директор МОУ «СОШ № 18»УИП
администрации Фрунзенского района Фрунзенского района г. Саратова
г. Саратова
____________А. Н. Пажитнев ___________Г.И. Преображенская
«_____»________________2007 г. «_____»_________________2007 г.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
с углубленным изучением предметов
Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год


Рассмотрено главным специалистом Рассмотрено на заседании
отдела образования администрации педагогического совета МОУ
Фрунзенского района г. Саратова «Средняя общеобразовательная
школа№18»с
углубленным изучением
предметов
________________Е.В. Темникова Фрунзенского района г. Саратова
«_____»____________2007 г. протокол от №

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»с углубленным изучением предметов

Фрунзенского района г. Саратова
на 2007-2008 учебный год


Учебный план 3-4, 7,11 классов разработан на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Саратовской области 1998г., утвержденного приказом Министерства образования и науки Саратовской области №119 от 28.04.1998 г. В 1,2, 5,6,8, 9, 10 классах осуществлён переход на региональный базисный учебный план 2004 г., утвержденный приказом Министерства образования Саратовской области № 1089 от 06.12.2004 г.
Инвариантная часть РБУПа представлена в учебном плане школы в полном объеме, за исключением учебного плана 1 класса с углублённым изучением немецкого языка: в связи с работой на базе школы городской экспериментальной площадки по теме «Формирование билингвальной и бикультурной компетенции учащихся в рамках интегрированных курсов «Неязыковый предмет + немецкий язык» (приказ комитета по образованию администрации г. Саратова № 539 от 09.12.2004 г.), в целях сохранения образовательной модели раннего обучения иностранному языку введены 2 часа немецкого языка за счет инвариантной части: 1 часа «Литературного чтения», 1 часа предмета «Окружающий мир».
Решением педагогического совета (протокол № 7 от 31.05.07 г.) 1 час предмета «Искусство (Музыка + ИЗО)» в 9ых классах с углублённым изучением предметов заменен на курс «Экология» в связи с выполнением программы предмета «Искусство (Музыка + ИЗО)» в 1-8 классах.
Региональный компонент представлен следующими предметами:
? основы здорового образа жизни для 1-11 классов
? экология для 5 – 9 классов
? курс «Мой выбор» (авторы С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин)
для 8 классов
? краеведение для 9 классов
? основы безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов
? русский язык для 10 классов ( в 1 полугодии)
? математика для 10 классов (во 2 полугодии)
В 2007-2008 учебном году с целью создания в ОУ условий, обеспечивающих сбережение и укрепление здоровья учащихся и формирование культуры здорового образа жизни, продолжено внедрение в учебный процесс предмета «Основы здорового образа жизни». В 1 – 4 классах программа курса ОЗОЖ сынтегрирована с уроками курса «Окружающий мир». В 5,6,7ых классах курс ОЗОЖ предложен учащимся в качестве отдельного предмета (1 час в неделю). В 8 - 9-ых классах с углублённым изучением предметов «Основы здорового образа жизни» изучаются на классных часах в связи с необходимостью выделения дополнительного часа на углублённое изучение немецкого языка (8а ,9а кл.), расширенное изучение алгебры(8б кл.), русского языка (9б кл.).
В 10-11 классах проведена интеграция ОБЖ и ОЗОЖ.
В связи с необходимостью экологического образования и воспитания школьников в 5 – 9 классах выделен 1 час в неделю на изучение курса «Экология».
С целью воспитания и укрепления патриотических чувств, для поддержания специализации МОУ «СОШ № 18» УИП в 9 классах в качестве регионального компонента выбран курс «Краеведение» (1 час в неделю).
В связи с необходимостью психолого-педагогической поддержки учащихся в осуществлении выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования в 8 классах введен курс «Мой выбор».
Часы регионального компонента в учебном плане 10 классов используются на усиление федерального компонента образовательных областей «Математика» и «Русский язык»,что связано с проведением обязательной итоговой аттестации выпускников по данным учебным предметам.

Школьный компонент отражает специализацию МОУ «СОШ № 18» УИП и в соответствии с образовательными потребностями учащихся и родителей использован на
? углублённое изучение учебных предметов;
? введение новых учебных курсов;
? организацию предпрофильной подготовки в 9 классах;
? введение элективных профильных курсов в 10 классах.
В связи с работой на базе МОУ «СОШ № 18» городской экспериментальной площадки по теме «Формирование билингвальной и бикультурной компетенции учащихся в рамках интегрированных курсов «Неязыковой предмет + немецкий язык» в классах с углубленным изучением немецкого языка за счёт школьного компонента предусмотрено:
? 1 час немецкого языка во втором классе ;
? 4 часа немецкого языка в 3-4 классах ;
? 1 час немецкого языка в 5-9 классах .
С целью обеспечения оптимальной недельной учебной нагрузки учащихся и повышения эффективности их языковой компетенции обучение ряду предметов в классах данной профилизации проходит по модели «неязыковой предмет + немецкий язык»:
? билингвальные уроки труда в 1-8 классах (1час в неделю);
? билингвальные уроки музыки в 1-8 классах (1 час в неделю);
? билингвальные уроки физической культуры в 1-8 классах (1час в неделю);
? билингвальный урок курса «Окружающий мир» (природоведение) в третьем и четвертых классах (1 час в неделю).
За счет школьного компонента увеличено количество часов на расширенное изучение
русского языка:
? в 3 общеобразовательном классе - на 1 час
? в 4 общеобразовательном классе – на 1 час
? в 9 классе с углублённым изучением предметов, рассчитанных на 5 часов или менее часов в неделю, – на 1 час
? в 11 общеобразовательных классах: введено 3 часа русского языка
? в 11профильных классах: введено 2 часа русского языка
математики:
• во 2-4 классах, 8 общеобразовательном классе – на 1 час
• в 11 классах – на 2 часа (по 1 часу на алгебру, геометрию)
химии:
• в 11х классах – на 1 час
литературного чтения и литературы:
? во 2 классах – на 1 час
? в 3 общеобразовательном классе – на 1 час
? в 4 общеобразовательном классе – на 1 час
? в 5 общеобразовательном классе – на 1 час
? в 11 классах – на 2 часа
истории:
• в 11х профильных(по БУПу-1998) – на 1 час
обществознания:
• в 11 профильных классах(по БУПу-1998)– на 1 час
иностранного языка:
• в 11 общеобразовательных классах – на 1 час
С целью развития социокультурной и коммуникативной компетенций школьников, в соответствии с образовательными запросами учащихся и родителей в учебном плане 3, 4 общеобразовательных классов введен 1 час иностранного языка. В 5-9 классах отведены 2 часа в неделю на изучение второго иностранного языка; в 11 классах предусмотрен 1 час в неделю на изучение второго иностранного языка.
С целью всестороннего развития учащихся часы школьного компонента использованы для введения предметов культурно-этического плана:
? в 2, 3, 4 общеобразовательных классах – 1 час курса «Детская риторика»
? в 11 классах – 1 час риторики.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования Саратовской области № 7214 от 27.12.2005 г. по использованию в работе примерных вариантов учебных планов для школ и классов с углублённым изучением предметов, инновационных образовательных учреждений, с целью обеспечения углубленного изучения предметов в условиях предпрофильной подготовки на организацию предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с углублённым изучением предметов выделены 2 часа в неделю.
Перечень элективных предпрофильных курсов на 2007-2008 учебный год (утверждены приказом Министерства образования Саратовской области №553 от 11.04.2007 г.):
1 четверть
• Информационная работа - 1 час в неделю
• Курс психолого-педагогического сопровождения «В поисках своего призвания» (автор Лисюткина И.С.) – 1 час в неделю
2 четверть (продолжительность курсов – 8 часов):
• Выразительные средства синтаксиса (автор Купцова Е.Ю.)
• Равновеликие и равносоставленные многоугольники (автор Корнеева А.О.)
• Литературный калейдоскоп (автор Бадичева Л.В.)
• Замечательные виды моей фотографии (автор Садкова Г.Н.)
• Рыцарские идеалы: мифы и реальность (автор Риттер В.Я.)
• Мир профессий в географии (автор Кирста В.Т.)
• Дни воинской славы (автор Дунаева Н.А.)
• Кодирование информации (автор Сурчалова Л.В.)

3 четверть (продолжительность курсов – 12 часов)
• Искусство красноречия (автор Сторожева Т.Ю.)
• Мир, который нас окружает (авторы Чернышова А.В., Цибелина М.В., Хромова О.В., Николаева Н.Ю.)
• Знакомьтесь, Саратов! (авторы Афонина О.В., Боброва Н.А.)
• Секреты комбинаторики (автор Шарафуттдинова Р.Ю.)
• Жизнь до рождения (автор Шолотова Т.Е.)
• Химия металлов (автор Ястребова О.Н.)
• Измерение физических величин (автор Горбункова Г.Д.)
4 четверть (продолжительность курсов – 8 часов)
• Твой выбор (автор Юнг Е.Л.)
• Жанры школьных сочинений (автор Орлова О.П.)
• Трансформация листа бумаги: из квадрата – многогранник (автор Сухорукова Е.В.)
• Право в нашей жизни (автор Каменчук И.Л.)
• Наш мир запахов (автор Гусев В.В.)
• Базы данных – шаг к успеху (автор Гевлич И.К.)
• Философия святого и героя (автор Грекова Е.В.)
• Решение задач с экономическим содержанием (автор Цаплина Т.А.)
• Почему бы не стать переводчиком (автор Кочегарова Т.В.)
В соответствии с алгоритмом формирования учебного плана отдельного профиля на основе регионального базисного учебного плана 2004 г. разработаны учебные планы 10 классов: социально-экономического, филологического, универсального. Часы компонента ОУ в учебном плане 10 классов используются на реализацию программ элективных учебных курсов (по выбору учащихся).Продолжительность каждого курса составляет 35 часов(1 учебный год),из расчета 1 час в неделю. Учебные практики, исследовательская деятельность, проектная деятельность осуществляются в рамках изучения каждого курса.


Перечень элективных учебных предметов(рекомендованы для использования в УВП Министерством образования Саратовской области, приказ №553 от 11.04.2007)

№ Предмет Наименование курса Автор

1 Русский язык Русский язык для говорения и письма И.Г.Милославский
Не говори шершавым языком В.И.Бессуднова
Русский язык в диалоге культур В.В.Воробьев,Л.Г.Саяхова,Н.ШМуллагалиева
Практическая стилистика О.В.Соколова,Л.А.Рябинина
Развивайте дар слова З.И. Баландина
2 Литература


Образ литературного героя в психологическом аспекте Т.А. Минина
Сквозные темы русской литературы Е.Л. Юнг
Условия успешной коммуникации Н.Ш. Галлямова
Современный отечественный литературный процесс Т.Г. Кучина
Сопоставительное изучение русской и англо-американской литератур ХХ века А.В. Леденев, Т.В. Леденева
Формы художественного мышления в русской литературе ХХ века А.Г. Нелькин, Л.Д. Фураева
3 Иностранный язык

Деловой английский Н.В. Гулуа
Деловой французский И.П. Голованова
Знакомство с деловым письмом Т.О. Догаева
Деловой английский для подростков Л.В. Банкевич, Быканова В.И.
Деловой английский - путь к успеху Быканова В.И.
ENGLISH FOR SCIENCE Гроза О.Л.
Сопоставительное изучение русской и англо-американской литератур ХХ века А.В. Леденев, Т.В. Леденева
ENGLISH PROFILE Муха Н.В.
INTERCULTURAL ISSUES Шеина И.М., Крючков В.А.
Введение в практику делового общения на немецком языке Семенова И.Н., Лясковская Е.В.
Французская и российская молодежь:
интересы, мечты Бубнова Г.И.
4 История
История войн и военных конфликтов
20-нач 21 вв. Гуляков Ю.Г.
История Саратовского края Уразгалиева Х.Е.
Бытовая культура России19-20 века Короткова М.В.
5 Обществознание Человек-общество-мир Волошина О.И. и др.


История цивилизаций мира Пономарева Г.М.
Политика и право Шилобород М.И.,Петрухин А.С.,Кривошеев В.Ф.

История мировых цивилизаций Пономарева Г.В.
Политика и право Шилобород М.И. и др.
6 Математика

Решение нестандартных задач Т.А. Цаплина
Смотри в корень, или Математика для тебя Н.И. Белохова
Мир, математика, математики А.Н. Земляков
Замечательные неравенства С.А. Гомонов
Решение задач с использованием производной Е.Г. Панина
Профильная математика-10 Н.Д. Винник
7 Информатика и ИКТ Технология создания сайтов Хуторской А.В.,Орешко А.П.
Как построить график Сурчалова Л.В.,Сумина Г.А.
8 География


География населения с основами демографии С.А.Сухинин
Познай свой край Макарцева Л.В.,Маркина Р.В.
9 Биология

Эволюция органического мира Н.М. Трегубова
Клетки и ткани Д.К. Обухов
Биофизика: история, открытия, современность. А.В. Брильков
Гены в нашей жизни(генетика человека) Кулебякина Г.А.
10 Химия

Химия для жизни Е.В. Губанова
Биохимия-химия жизни Е.А. Тихонова
11 Физика


Биофизика: история, открытия, современность. А.В. Брильков
Что нам стоит дом построить? Алмаева Л.В., Веретенникова Н.Л.
Земля во Вселенной Смирнова Л.С.

При наполняемости классов 25 человек предусмотрено деление на группы
? при проведении занятий по иностранному языку в 2-11 классах;
? при проведении занятий по технологии в 5-8,10-11 классах;
? при проведении занятий по физической культуре в 10-11 классах;
? при проведении занятий по информатике и ИКТ в 8-11 классах;
? при организации предпрофильной подготовки в 9 классах
? при проведении занятий по программам элективных учебных предметов в 10 классах.
Максимальный объем учебной нагрузки соответствует максимальному объему нагрузки, предусмотренному региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Саратовской области (2004 г.). Продолжительность урока 45 минут. Продолжительность учебного года
? в 1 классах -33 учебные недели;
? во 2-4 классах-34 учебные недели;
? в 5-11 классах-35 учебных недель.

Директор МОУ «СОШ № 18»УИП Г.И. Преображенская


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 общеобразовательного класса
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 5 165
Литературное чтение 4 132
Математика 4 132
Окружающий мир + основы здорового образа жизни 2 66
Музыка 1 33
Изобразительное искусство 1 33
Технология 1 33
Физическая культура 2 66
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе 20 660

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 5 155
Литературное чтение 3 99
Иностранный язык 2 66
Математика 4 132
Окружающий мир + основы здорового образа жизни
1 33
Музыка 1 33
Изобразительное искусство 1 33
Технология 1 33
Физическая культура 2 66
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе 20 660

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 общеобразовательного класса
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 5 170
Литературное чтение 5 170
Иностранный язык 2 68
Математика 5 170
Окружающий мир + основы здорового образа жизни 2 68
Музыка 1 34
Изобразительное искусство 1 34
Технология 1 34
Физическая культура 2 68
Компонент образовательного учреждения
Детская риторика 1 34
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 25 850


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007– 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 5 170
Литературное чтение 5 170
Иностранный язык 3 102
Математика 5 170
Окружающий мир + основы здорового образа жизни 2 68


Музыка 1 34
Изобразительное искусство 1 34
Технология 1 34
Физическая культура 2 68
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 25 850

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 общеобразовательного класса
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 5 170
Литература 5 170
Иностранный язык 1 34
Математика 5 170
Окружающий мир + основы здорового образа жизни 2 68
Музыка 1 34
Изобразительное искусство 1 34
Физическая культура 2 68
Технология 2 68
Компонент образовательного учреждения
Детская риторика 1 34
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 25 850


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 4 136
Литература 4 136
Иностранный язык 4 136
Математика 5 170
Окружающий мир + основы здорового образа жизни 2 68
Музыка 1 34
Изобразительное искусство 1 34
Физическая культура 2 68
Технология 2 68
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 25 850

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4 общеобразовательного класса
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 5 170
Литература 5 170
Иностранный язык 1 34
Математика 5 170
Окружающий мир + основы здорового образа жизни 2 68
Музыка 1 68
Изобразительное искусство 1 34
Физическая культура 2 68
Технология 2 68
Компонент образовательного учреждения
Детская риторика 1 34
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 25 850

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 4 136
Литература 4 136
Иностранный язык 4 136
Математика 5 170
Окружающий мир + основы здорового образа жизни 2 68
Музыка 1 34
Изобразительное искусство 1 34
Физическая культура 2 68
Технология 2 68
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 25 850

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
5 общеобразовательного класса
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 6 210
Литература 3 105
Иностранный язык 3 105
Математика 5 175
История 2 70
Природоведение 2 70
Музыка 1 35
Изобразительное искусство 1 35
Технология 2 70
Физическая культура 2 70
Региональный компонент
Основы здорового образа жизни 1 35
Экология 1 35
Компонент образовательного учреждения
Второй иностранный язык 2 70
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 31 1085

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
5 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 6 210
Литература 2 70
Иностранный язык 4 140
Математика 5 175
История 2 70
Природоведение 2 70
Музыка 1 35
Изобразительное искусство 1 35
Технология 2 70
Физическая культура 2 70
Региональный компонент
Основы здорового образа жизни 1 35
Экология 1 35
Компонент образовательного учреждения
Второй иностранный язык 2 70
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 31 1085

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
6 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 6 210
Литература 2 70
Иностранный язык 4 140
Математика 5 175
История 2 70
Обществознание (включая экономику и право) 1 35
География 1 35
Биология 1 35
Музыка 1 35
Изобразительное искусство 1 35
Технология 2 70
Физическая культура 2 70
Региональный компонент
Основы здорового образа жизни 1 35
Экология 1 35
Компонент образовательного учреждения
Второй иностранный язык 2 70
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 32 1120


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
7 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007– 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 5 175
Литература 2 70
Иностранный язык 4 140
Алгебра 3 105
Геометрия 2 70
История 2 70
География 2 70
Биология 2 70
Физика 2 70
Музыка 1 35
Изобразительное искусство 1 35
Физическая культура 2 70
Технология 2 70
Региональный компонент
Основы здорового образа жизни 1 35
Экология 1 35
Компонент образовательного учреждения
Второй иностранный язык 2 70
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 34 1190

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
8 общеобразовательного класса
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 3 105
Литература 2 70
Иностранный язык 3 105
Алгебра 4 140
Геометрия 2 70
Информатика и ИКТ 1 35
История 2 70
Обществознание(включая экономику и право) 1 70
География 2 70
Физика 2 70
Химия 2 70
Биология 2 70
Искусство(Музыка и ИЗО) 1 35
Технология 1 35
Основы безопасности жизнедеятельности 1 35
Физическая культура 2 70
Региональный компонент
Экология 1 35
Курс «Мой выбор» 1 35
Компонент образовательного учреждения
Второй иностранный язык 2 70
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 35 1225

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
8 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2007 – 2008 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 3 105
Литература 2 70
Иностранный язык 4 140
Алгебра 3 105
Геометрия 2 70
Информатика и ИКТ 1 35
История 2 70
Обществознание(включая экономику и право) 1 35
География 2 70
Физика 2 70
Химия 2 70
Биология 2 70
Искусство(Музыка и ИЗО) 1 35
Технология 1 70
Основы безопасности жизнедеятельности 1 35
Физическая культура 2 70
Региональный компонент
Экология 1 35
Курс «Мой выбор» 1 35
Компонент образовательного учреждения
Второй иностранный язык 2 70
Предельно допустимая аудиторная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе 35 1225


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
9 класса с углубленным изучением предметов,
рассчитанных на 5 ч. или менее часов в неделю,
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2006 – 2007 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 3 105
Литература 3 105
Иностранный язык 3 105
Алгебра 3 105
Геометрия 2 70
Информатика и ИКТ 2 70
История 2 70
Обществознание (включая экономику и право) 1 35
География 2 70
Физика 2 70
Химия 2 70
Биология 2 70
Физическая культура 2 70
Региональный компонент
Экология 1 35
Краеведение 1 35
Компонент образовательного учреждения(6-ти дневная неделя)
Предметные элективные курсы (2 – 4 четверть) 2 56
Курсы психолого-педагогического сопровождения
(1 четверть) 1 8
Информационная работа (1 четверть) 1 8
Второй иностранный язык 2 70
Предельно допустимая аудиторная нагрузка 35 1225

Курс «Основы здорового образа жизни» изучается на классных часах


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
9 класса с углубленным изучением немецкого языка
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП Фрунзенского района г. Саратова
на 2006 – 2007 учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю Количество учебных часов в год
Русский язык 2 70
Литература 3 105
Иностранный язык 4 140
Алгебра 3 105
Геометрия 2 70
Информатика и ИКТ 2 70
История 2 70
Обществознание (включая экономику и право) 1 35
География 2 70
Физика 2 70
Химия 2 70
Биология 2 70
Физическая культура 2 70
Региональный компонент
Экология 1 35
Краеведение 1 35
Компонент образовательного учреждения(6-ти дневная неделя)
Предметные элективные курсы (2 – 4 четверть) 2 56
Курсы психолого-педагогического сопровождения
(1 четверть) 1 8
Информационная работа (1 четверть) 1 8
Второй иностранный язык 2 70
Предельно допустимая аудиторная нагрузка 35 1225

Курс «Основы здорового образа жизни» изучается на классных часах


Учебный план 10 универсального класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18» УИП Фрунзенского района г.Саратова на 2007-2008 учебный год

Учебные предметы Число учебных часов в неделю Число учебных часов
за один год обучения
1. Базовые учебные предметы

 

6 февпаля

встреча выпускников

Новый год.

Администрация школы поздравляет всех участников образовательного процесса с новым годом.

Праздник немецкого языка

 

В школе сложились  традиции подготовки и проведения традиционных немецких праздников. В 2009-2010 учебном году мы готовили  и проводили праздник «День Святого Мартина», который отмечается в Германии 11 ноября.

 

 

Продление внеочередных каникул

25-28 ноября

18 по 24 ноября

Школы города на каникулах.