Образовательная программа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 18»УИП
Фрунзенского района муниципального образования
«Город Саратов»
___________Г.И. Преображенская
«_____»_________________2009 г.
Образовательная программа
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов Фрунзенского района муниципального образования
«Город Саратов»
на 2009-2012 годы
Концептуальная записка
Рассмотрено на заседании
педагогического совета МОУ
«Средняя общеобразовательная
школа№18» с углубленным изучением предметов
Фрунзенского района
муниципального образования «Город Саратов»
протокол от 27.08.09 № 1
Саратов 2009г.
Нормативно-правовой основой разработки образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» на 2009-2012 годы являются
- Закон РФ «Об образовании» ( п.5 ст.14; п.2 ст.9; п.3 ст.17)
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст.32;36)
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ШКОЛЕ.
Тип школы - общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов, воплощающая в жизнь идеи вариативности образования чрез разноуровневость и многопрофильность обучения. С 2008 года МОУ «СОШ №18»УИП имеет статус ресурсного центра ( распоряжение администрации Фрунзенского района г.Саратова №374-р от 28.08.2008г.)
В школе функционируют общеобразовательные классы, общеобразовательные классы с углубленным изучением немецкого языка на 1-2 образовательных ступенях, профильные на 3 образовательной ступени.
В основе образовательной системы школы создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение федерального государственного образовательного стандарта. Учебный (образовательный) план школы является нормативно-правовой основой, регламентирующей организацию и содержание образовательного процесса. Учебный план (образовательный) школы утверждается ежегодно. Он определяет продолжительность обучения и распределение учебного времени между ступенями обучения, классами и образовательными областями, соотношение объема часов, выделяемых на учебную и внеучебную деятельность по ступеням обучения. Единая основа Учебного (образовательного) плана всех ступеней обучения обеспечивается реализацией принципа преемственности содержания образования (непрерывность образовательных линий) и организации учебно-воспитательного процесса.
Школа выполняет социальный заказ государства с ориентацией на образовательный запрос родителей и детей. Исходя из этого, в образовательном пространстве школы реализуются программы повышенного уровня обучения немецкому языку на билингвальной основе. Предоставляется выбор изучения иностранных языков со второго класса (английский, немецкий), с пятого класса предоставляется выбор изучения второго иностранного языка (английский, немецкий, французский). По выбранной выпускниками 9 классов образовательной траектории открываются профильные классы на 3 образовательной ступени, элективные предметы в 10-11 классах позволяют изучать профильные предметы на углубленном уровне, а также развивают содержание базовых предметов или познавательные интересы школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного профиля.
Школа, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующих трем ступеням образования:
I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения программ 4 года) - обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) - обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, создает условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок 2 года) - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Реализуемые образовательные программы
Виды программ
|
Срок освое- ния |
Кол-во классов (групп) |
Уровень образова-ния, получаемый по завершении обучения |
Документ, выдавае- мый по окончании обучения |
1.Программа начального общего образования |
4 года 1-4 кл |
7 |
Начальное общее образование |
|
2.Программа основного общего образования |
5 лет 5-9 кл |
9 |
Основное общее образование |
Аттестат об основном общем образовании |
3. Программа среднего (полного) общего образования |
2 года 10-11 кл. |
7 |
Среднее (полное) общее образование |
Аттестат о среднем (полном) общем образовании |
4. Программы дополнительного образования художественно-эстетического, социально- гуманитарного, социально-экономического, физико-математического, химико-биологического, физкультурно-оздоровительного, социально-педагогического, военно-патриотического, эколого-биологического, туристско-краеведческого, научно-технического, культурологического направлений.
|
От 1 года до 11лет |
|
|
|
5.Программа дошкольного образования - подготовка к школе, развивающие занятия.
|
1год |
|
|
|
Каждый ребенок в школе уникален в своей индивидуальности и имеет право обучаться и развиваться по своей образовательной траектории, цель обучения в школе - помочь каждому ученику познать себя, поверить в свои возможности и в свой собственный успех. Образовательная программа школы ориентирована на развитие ключевых компетентностей: познавательных, коммуникативных, социальных, информационных и деятельностных. Школа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение ребенка с 1 по 11 класс : в школе работают психолог, социальный педагог, медицинские работники.
Для дошкольников (будущих первоклассников) работает школа подготовки «Росток» (предшкольное образование).
1.2.Развитие образовательного учреждения:
1937 год - 1950 год
Становление педколлектива, традиций, формирование стабильно функционирующей школы;
1950 год - 1991 год
Функционирование и развитие школы в соответствии с образовательными парадигмами данного периода развития общества и государства;
1991 год - 1998 год
Развитие школы в системе непрерывного образования, установление связей с вузами ( ПАГС,СГСЭУ ), дифференциация образовательного процесса по уровню мотивации учения и возможностей учащихся, формирование в старшем звене классов, спрофилированных на ВУЗ;
1998 год - 2002 год
Развитие процесса личностно ориентированного образования, дифференциации обучения, развитие и расширение связей с вузами (педагогический институт СГУ,СГУ), продолжение работы по профилизации старшей школы, развитие процесса внедрения инновационных технологий, подготовка к переходу работы школы в экспериментальном режиме, изучению предметов на углубленном уровне;
2002 год - 2004 год
Получение статуса муниципальной экспериментальной площадки по теме «Формирование билингвальной и бикультурной компетенций учащихся в рамках интегрированных курсов «Неязыковой предмет + немецкий язык», развитие процессов профилизации, дифференциации, исследовательской и экспериментальной деятельности в педколлективе, подготовка к переходу к работе с классами с повышенным (углубленным ) уровнем преподавания предметов. Участие в федеральном эксперименте по ведению ЕГЭ.
2004 год - 2007 год
Получение статуса школы с углубленным преподаванием предметов. Формирование учебного плана школы на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, развитие процесса профилизации старшей школы и предпрофильной пропедевтической работы в среднем звене: введение предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, организация профильного обучения на 3 образовательной ступени на основе базисного учебного плана 2004г., участие в организации и проведении независимой государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов (региональный эксперимент), продолжение педагогического поиска по проблемам информатизации образования, работы школы в режиме полного дня. Участие в реализации НППО .
2007 год - 2009 год
Получение статуса ресурсного центра. Получение статуса муниципальной экспериментальной площадки по теме «Модель билингвального и поликультурного обучения и воспитания на 1-2 образовательной ступенях (1-9 классы)».
Переход на формирование учебного плана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, во всех параллелях, введение образовательного плана ОУ, отражающего внеурочную занятость учащихся. Переход на НСОТ (новая система оплаты труда) Проведение ЕГЭ в штатном режиме. Участие в реализации КПМО Саратовской области. Подготовка к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Следует отметить, что во все периоды работы школы она функционировала в режиме развития, большое внимание уделялось воспитательным аспектам образовательного процесса, велась и продолжается широкая работа с родительской общественностью и социальными службами района и города, проводилась и проводится согласно традициям школы патриотическая работа, при школе функционирует музей «Традициям ратных подвигов верны», поддерживается связь с советом ветеранов.
РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ. ОПИСАНИЕ «МОДЕЛИ» ВЫПУСКНИКА, ВЫТЕКАЮЩЕЙ ИЗ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА.
2.1. ВНЕШНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К МОУ «СОШ№18»УИП УСЛОВИЯ.
За время реализации предшествовавшей образовательной программы школы существенно изменились следующие факторы:
-усилилась необходимость развития процесса оптимизации содержания образования в соответствии с основной парадигмой современного образования;
-ориентация государственной образовательной политики на профилизацию образования на 3 ступени обучения ( и постоянно расширяющийся запрос социума к разнообразию профилей с сохранением предпочтения социально-экономическому профилю);
-усиление расслоения социума по материальному уровню обеспеченности, как следствие этого настоятельная необходимость сохранения качественного бесплатного образования для детей ( школа расположена в районе, в котором преобладают семьи с невысоким уровнем доходов, достаточно высоко количество неполных семей, семей, в которых работает один из родителей и т.п.) ;
-неадекватный в современных условиях уровень оплаты педагогического труда, отток из школ молодых учителей и как следствие «старение» педагогического коллектива школы
( средний возраст учителей - 49 лет);
-тенденции к активному сотрудничеству между семьей, школой и социумом, определяемые необходимостью ускорения процесса адаптации к современным постоянно меняющимся условиям жизни;
-развитие системы разнообразных альтернативных общеобразовательной школе образовательных учреждений, провоцирующих отток контингента учащихся;
-реальное обновление содержания и технологий образования, развитие системы курсов повышения квалификации педагогов, накопление школой опыта организационно-педагогических и содержательных преобразований, освоение новых педагогических технологий;
- обновление материально-технической базы образовательного учреждения.
2.2. С учетом запросов различных категорий потребителей качеств предоставляемых учащихся ОУ образовательных услуг образ («модель») выпускника МОУ «СОШ№18»УИП по ступеням обучения имеет следующие характеристики:
Образ выпускника школы по ступеням обучения:
Задачи (компетентности) |
Начальная школа |
Основная школа |
Средняя школа |
|
Восприятие и понимание сущности понятий: семья, школа, учитель, родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим. |
Восприятие и понимание сущности понятий: Человек, личность, индивидуальность, труд, общение, коллектив, доверие, выбор. |
Восприятие и понимание сущности понятий: Отечество, культура, любовь, творчество, субъектность, самоактуализация. Осмысление целей и смысла своей жизни. Гордость за принадлежность к своей нации, за Родину. |
Нравственные (ценностные) |
Способность совершать осознанный нравственный выбор: потребность выполнять правила поведения, различать хорошие и плохие поступки, верная оценка действий, соблюдение дисциплины в школе. |
Способность оценить возможности, достоинства, недостатки собственного «Я», бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за поступки и действия. Ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. |
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера людей. Толерантность по отношению к ним, доброта, честность, порядочность, вежливость в отношениях с окружающими. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе. Готовность к самореализации во взрослой жизни. |
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезньгх дел, личного и группового выбора поручений и заданий |
Наличие опыта планирования, подготовки, проведения, анализа результатов коллективного творческого дела, активность, способность проявлять сильные стороны личности |
Наличие опыта и высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. Активность в классных и общешкольных делах. |
|
Познавательные |
Основные компоненты учебной деятельности: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию, готовность к учению в основной школе. |
Сформированность устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать на уроке. Достижение уровня функциональной грамотности, достижение повышенного уровня образованности, навыков самореализации, активизация познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей; формирование навыков научного и социального творчества. |
Достижение уровня компетенции на основе знаний по базовым предметам. Достижение уровня методологической компетенции. Выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого, профильного обучения, профессиональная ориентация, социализация, интеллектуальная и психологическая подготовка к обучению в высшей школе. Наличие желания и готовности продолжать обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании. |
Коммуникативные |
Навыки неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений: умения говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным и природе. Первичные навыки саморегуляции |
Навыки неконфликтного, диалогового стидя общения и отношений: строить и вести общение в разных ситуациях, с разными по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам. Сформированность навыков коммуникативной культуры, умения высказать свою точку зрения и ее отстоять. Навыки рефлексии и саморефлексии. |
Сформированность индивидуального стиля общения. Владение разными коммуникативными навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации, способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию. |
Эстетические |
Эстетическое восприятие предметов, явлений, в природе, окружающей среде, личное эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства |
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей культуры, их произведений. Апробация своих возможностей в области искусства. |
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты. Потребность в посещении театров, выставок, музеев. Стремление творить прекрасное, в том числе в поведении отношениях с окружающими. Проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании_ красоты. |
Физические |
Соблюдение режима дня, правил личной гигиены, стремление быть сильным, ловким, закаленным; мотивация к занятиям спортом и физкультурой |
Развитие основных физических качеств: быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость. Простейшие туристические навыки. Соблюдение режима занятий физкультурой. Способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического развития. |
Стремление к физическому совершенству, умение организовать провести физические занятия с младшими по возрасту. Привычка к ежедневным физическим занятиям, умение их использовать для улучшения своего состояния физического и эмоционального. |
РАЗДЕЛ 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Иерархическая система педагогических целей в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» с углубленным изучением предметов г. Саратова
Стратегическая цель образовательной программы школы - установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, обеспечивающее интегративное развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Собственно учебные цели:
- выполнить государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного государственными образовательными стандартами;
- сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;
- постоянно повышать качество и уровень образования учащихся.
Социально-ориентированные цели:
- формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
- сохранять психофизическое здоровье учащихся,
- развивать творческие способностей и творческие принципы работы всех участников образовательного процесса;
- создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;
- формировать у школьников готовность и способность всю жизнь учиться и переучиваться в случае необходимости.
Координирующие цели:
- обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования;
- установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;
- обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.
Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач школы - обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а также миссии школы - ориентации содержания образования на приобретение учащимися основных компетенций, особенно навыков самоопределения и социализации, - в предметных и надпредметных образовательных областях.
РАЗДЕЛ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН - нормативный документ, являющийся составной частью образовательной программы, определяющий набор образовательных областей (предметов), видов деятельности школьников и содержащий объемные показатели минимально и максимально возможных часов для достижения запланированных образовательных результатов образовательным учреждением.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к образовательному плану муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»с углубленным изучением предметов
Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов»
на 2009-2010 учебный год
Образовательный план 1-11 классов разработан на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Саратовской области 2004г., утвержденного приказом Министерства образования Саратовской области №1089 от 06.12.2004г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования», с учетом проекта базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу, включая направления внеурочной деятельности; а также с учетом изменений, внесенных федеральный базисный учебный план, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от20.08.2008 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Данный документ несет нормативную нагрузку на уровне образовательного учреждения и является основой для разработки рабочих программ педагогов школы.
Определена следующая продолжительность учебного года и урока:
- в 1 классах - 33 учебные недели (продолжительность урока 35 минут);
- во 2-4 классах - 34 учебные недели (продолжительность урока 45 минут);
- в 5-11 классах - 35 учебных недель (продолжительность урока 45 минут).
В соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02 в 1 классах 5-дневная учебная неделя; во 2-11 классах - шестидневная.
Инвариантная часть РБУПа представлена в учебном плане школы в полном объеме.
Региональный компонент представлен следующими предметами:
§ основы здорового образа жизни для 1-9 классов
§ экология для 5 - 9 классов
§ курс «Мой выбор» (авторы С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин)
для 8 -9 классов
§ основы безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов
§ русский язык для 10-11 классов (в 1 полугодии)
§ математика для 10-11 классов (во 2 полугодии)
В 2009-2010 учебном году с целью создания в ОУ условий, обеспечивающих сбережение и укрепление здоровья учащихся и формирование культуры здорового образа жизни, продолжено внедрение в учебный процесс предмета «Основы здорового образа жизни». В связи с работой на базе школы муниципальной экспериментальной площадки по теме « Модель билингвального и поликультурного обучения и воспитания на 1-2 образовательных ступенях (1-9 классы)», утвержденной приказом комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» №489 от 28.07.2009г., в 1 - 4 классах программа курса ОЗОЖ сынтегрирована с уроками курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)». В 5,6,7 ых классах курс ОЗОЖ предложен учащимся в качестве отдельного предмета (1 час в неделю). В 8 - 9-ых классах «Основы здорового образа жизни» изучаются на классных часах.
В связи с необходимостью экологического образования и воспитания школьников в 5 - 8 классах выделен 1 час в неделю на изучение курса «Экология», в 9 классах проведена интеграция курсов «Биология» и «Экология».
На основании приказа Министерства образования Саратовской области «О региональном компоненте базисного учебного плана общеобразовательных учреждений»№562 от 06.06.2006г., в связи с необходимостью психолого-педагогической поддержки учащихся в осуществлении выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования в 8 -9 классах введен курс «Мой выбор»; информационная работа проводится в рамках курса психолого-педагогического сопровождения и на классных часах.
Часы регионального компонента в учебном плане 10-11 классов используются на усиление федерального компонента образовательных областей «Математика» и «Русский язык», что связано с проведением обязательной государственной (итоговой) аттестации выпускников по данным учебным предметам.
В соответствии со статьей 32 (п. 2е) Закона Российской Федерации «Об образовании» формирование компонента образовательного учреждения является исключительной прерогативой образовательного учреждения.
Школьный компонент отражает специализацию МОУ «СОШ № 18» УИП и в соответствии с образовательными потребностями учащихся и родителей использован на
§ углублённое изучение учебных предметов;
§ введение новых учебных курсов;
§ организацию предпрофильной подготовки в 9 классах;
§ введение элективных учебных предметов 10-11 классах.
За счет школьного компонента увеличено количество часов на расширенное изучение
русского языка:
§ во 2б,4б общеобразовательных классах - на 1 час
§ в 7в общеобразовательном классе - на 1 час
литературного чтения и литературы:
§ во 2 - 4 общеобразовательных классах - на 1 час
§ в 5б,6Б общеобразовательных классах - на 1 час
математики:
- во 2 - 4 классах - на 1 час
иностранного языка (немецкого):
§ во 2а, 3а, 4а, 5а, 6а,7а ,7б, 8а, 9а общеобразовательных классах с углубленным изучением немецкого языка - на 1 час
иностранного языка (английского):
§ в 3а общеобразовательном классе - на 1 час
С целью развития социокультурной и коммуникативной компетенций школьников, в соответствии с образовательными запросами учащихся и родителей в учебном плане 5-9 классов отведены 2 часа в неделю на изучение второго иностранного языка.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования Саратовской области № 7214 от 27.12.2005 г. по использованию в работе примерных вариантов учебных планов для школ и классов с углублённым изучением предметов, инновационных образовательных учреждений, с целью обеспечения углубленного изучения предметов в условиях предпрофильной подготовки на организацию предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с углублённым изучением предметов выделены 2 часа в неделю. В связи с изучением курса психолого-педагогического сопровождения «Мой выбор» в 8 классе в учебном плане 9 классов предусмотрено введение элективных предметных курсов с 1 четверти. Продолжительность курсов в 1,2,4 четверти -8 часов, в 3 четверти - 12 часов.
Перечень элективных предпрофильных курсов на 2009-2010 учебный год (утвержден приказом Министерства образования Саратовской области №1560 от 24.08.2009 г. «Об учебно - методическом сопровождении регионального базисного учебного плана 2004г.»):
Русский язык
- Выразительные средства синтаксиса (автор Купцова Е.Ю.)
- Необычные истории обычных слов (автор Мухина С.В.)
- Идеальный текст? Легко! (автор Кривченко С.Н.)
- Искусство красноречия (автор Сторожева Т.Ю.)
- Русская словесность. Лексические средства художественной изобразительности (автор Горелова Л.В.)
- Жанры школьных сочинений (автор Орлова О.П.)
Литература
- Мир детства (автор Храпкова О.В.)
- Занимательное литературоведение (автор Кузнецова О.А.)
- Твой выбор (автор Юнг Е.Л.)
Иностранные языки
- Деловой немецкий (автор Волкова О.В.)
- Почему бы не стать переводчиком ? (автор Кочегарова Т.В.)
- Мир, который нас окружает (авторы Чернышова А.В., Цибелина М.В., Хромова О.В., Николаева Н.Ю.)
- Знакомьтесь, Саратов! (авторы Афонина О.В., Боброва Н.А.)
- Лучшие страницы британской прозы (автор Аржанухина И.В.)
История, обществознание
- Дни воинской славы (автор Дунаева Н.А.)
- Рыцарские идеалы: мифы и реальность (автор Риттер В.Я.)
- История Саратовского края (автор Турманов В.В.)
- Основы правовых знаний (автор Воеводина Л.А.)
- Философия святого и героя (автор Грекова Е.В.)
- Право в нашей жизни (автор Каменчук И.Л.)
Математика
- Равновеликие и равносоставленные многоугольники (автор Корнеева А.О.)
- Секреты комбинаторики (автор Шарафуттдинова Р.Ю.)
- Трансформация листа бумаги (автор Сухорукова Е.В.)
- Решение задач с экономическим содержанием (автор Цаплина Т.А.)
Информатика и ИКТ
- Базы данных - шаг к успеху (автор Гевлич И.К.)
- Кодирование информации (автор Сурчалова Л.В.)
География
- Учись быть первым .Подготовка к олимпиадам по географии(автор Бахтарова М.В.)
- Мир в тарелке (автор Соленкова Н.Н.)
- Мир профессий в географии (автор Кирста В.Т.)
Биология
- Жизнь до рождения (автор Шолотова Т.Е.)
- Генетика раскрывает тайны (автор Семенова Н.Н.)
- Если хочешь быть здоров (автор Архипова Т.М.)
Химия
- Наш мир запахов (автор Гусев В.В.)
- Химия металлов (автор Ястребова О.Н.)
Физика
- Замечательные виды моей фотографии (автор Садкова Г.Н.)
- Измерение физических величин (автор Горбункова Г.Д.)
В соответствии с алгоритмом формирования учебного плана отдельного профиля на основе регионального базисного учебного плана 2004 г. разработаны учебные планы 10-11 классов социально-экономического профиля. Часы компонента ОУ в учебном плане 10-11 классов используются на реализацию программ элективных учебных предметов (по выбору учащихся). Продолжительность курсов составляет 35-70 часов, из расчета 1-2 часа в неделю.
Учебные практики, исследовательская деятельность, проектная деятельность осуществляются в рамках изучения каждого курса.
Перечень элективных учебных предметов (рекомендованы для использования в УВП Министерством образования Саратовской области, приказ №1560 от 24.08.2009г. )
№ |
Предмет |
Наименование курса |
Автор
|
1 |
Русский язык |
Русский язык для говорения и письма |
И.Г.Милославский |
Не говори шершавым языком |
В.И.Бессуднова |
||
Русский язык в диалоге культур |
В.В.Воробьев, Л.Г.Саяхова, Н.Ш Муллагалиева |
||
Практическая стилистика |
О.В.Соколова, Л.А.Рябинина |
||
Развивайте дар слова |
З.И. Баландина |
||
Основы редактирования |
Суходольская С.Л. |
||
Функциональные стили современного русского языка |
Семенова М.Н., Горохова Т.В. |
||
Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров |
Обернихина Г.А. |
||
Деловой русский язык |
Касумова М.Ю. |
||
Жанры деловой письменной речи |
Ваничкина М.А. |
||
Этика повседневности |
Романова Н.М. |
||
|
|
Культура речи |
Полканова Н.А. |
2 |
Литература
|
Образ литературного героя в психологическом аспекте |
Т.А. Минина |
Сквозные темы русской литературы |
Е.Л. Юнг |
||
Условия успешной коммуникации |
Н.Ш. Галлямова |
||
Современный отечественный литературный процесс |
Т.Г. Кучина |
||
Литературное краеведение Саратовской области |
Сторожева Т.Ю. |
||
Формы художественного мышления в русской литературе ХХ века |
А.Г. Нелькин, Л.Д. Фураева |
||
|
|
История русского стихосложения |
А.В. Бармин |
|
|
Слово. Образ. Смысл. |
Чертов В.Ф., Виноградова Е.И., Яблоков Е.Я., Антипова А.М. |
3 |
Иностранный язык
|
Деловой английский |
Н.В. Гулуа |
Деловой французский |
И.П. Голованова |
||
Знакомство с деловым письмом |
Т.О. Догаева |
||
Деловой английский для подростков |
Л.В. Банкевич, Быканова В.И. |
||
Деловой английский - путь к успеху |
Быканова В.И. |
||
ENGLISH FOR SCIENCE |
Гроза О.Л. |
||
Знакомство с деловым письмом |
Догаева Т.О. |
||
Сопоставительное изучение русской и англо-американской литератур ХХ века |
А.В. Леденев, Т.В. Леденева |
||
ENGLISH PROFILE |
Муха Н.В. |
||
INTERCULTURAL ISSUES |
Шеина И.М., Крючков В.А. |
||
Становление англоязычных стран мира |
Бахтарова М.В. |
||
BUSINESS ENGLISH |
Мягкая Л.И. |
||
BUSINESS ENGLISH:EASY STEP TO BE THE FIST |
Митрофанова Т.А. |
||
Деловой английский |
Никитина А.Л. |
||
Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и международных экзаменов |
Никитина А.Л. |
||
Введение в практику делового общения на немецком языке |
Семенова И.Н., Лясковская Е.В. |
||
Праздники в Германии |
Зинина Л.А. |
||
Guten Tag ! |
Вяльшина Н.Н. |
||
Французская и российская молодежь: интересы, мечты |
Бубнова Г.И. |
||
|
Деловой французский? Это не так трудно! |
Голованова И.А., Петренко О.Е. |
|
Французская провинция |
Фролова О.В. |
||
Франция, которую я люблю |
Казаренко О.М. |
||
|
|
Сказка: из прошлого в будущее |
Афонина О.В. |
4
|
История
|
История войн и военных конфликтов 20-нач 21 вв. |
Гуляков Ю.Г. |
История Саратовского края |
Уразгалиева Х.Е. |
||
Бытовая культура России19-20 века |
Короткова М.В. |
||
Россия в мировой цивилизации |
Соколова Н.А. |
||
Многоконфессиональная Россия |
Самсонов С.И. |
||
|
|
Духовная жизнь в России 20 века |
Колосков А.Г. и др. |
5 |
Обществознание |
Человек-общество-мир |
Волошина О.И. и др. |
Введение в право. Государственное право |
Каменчук И.Л. |
||
Налоги России |
Чурикова Н.А. |
||
История цивилизаций мира |
Пономарева Г.М. |
||
Политика и право |
Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. |
||
Управление личными финансами |
Соколова Н.Т. |
||
|
|
Введение в социологию |
Кравченко А.И. |
|
|
Политология |
Кашанина Т.В. и др. |
6 |
Математика
|
Решение нестандартных задач |
Т.А. Цаплина |
Смотри в корень, или Математика для тебя |
Н.И. Белохова |
||
Мир, математика, математики |
А.Н. Земляков |
||
Замечательные неравенства |
С.А. Гомонов |
||
Решение задач с использованием производной |
Е.Г. Панина |
||
Профильная математика-10 |
Н.Д. Винник |
||
|
|
Профильная математика-11 |
Н.Д. Винник |
Определители 2 и 3 порядка .Их применение к решению задач. |
Быкова В.Ф., Видяпина Е.С., Ревуцкая Л.А. |
||
Логические основы математики |
Гетманова А.Д. |
||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram |